
Больше не понадобится согласие работника, чтобы выдать больничный в электронном виде (постановление Правительства от 23.08.2021 № 1381). Новые правила будут действовать с 1 января 2022 года. К этому моменту все компании и ИП должны быть готовы работать только с электронными больничными.
Подробная инструкция, как перейти на электронные больничные и с чего начать их прием от экспертов Системы Главбух>>
Чтобы оформить больничный листок в электронном виде, медорганизация, работодатель и сотрудник должны стать участниками специальной системы информационного взаимодействия.
Есть два варианта, как начать работать с электронными больничными. Самый простой способ для компании или ИП – через свою учетную программу. Но у каждого оператора есть свои особенности, в некоторых программах электронные листки уже интегрированы. Уточните, как подключать электронные листки, у поставщика услуг бухгалтерской программы. Второй вариант – для тех, у кого в учетной программе электронные листки не интегрированы.
Шаг 1. Получите электронную подпись
Для регистрации в системе электронного взаимодействия вам понадобится специальная электронная подпись. Она должна быть совместима с ЕИИС «Соцстрах». Если у вас уже есть электронная подпись для сдачи отчетов через ТКС, уточните у своего оператора, подходит ли она для работы с электронными больничными.
Шаг 2. Зарегистрируйте организацию на портале госуслуг
Прежде чем авторизоваться в личном кабинете ЕИИС «Соцстрах», зарегистрируйте организацию на портале госуслуг. Сначала зарегистрируйте руководителя организации на портале госуслуг как физическое лицо и получите подтвержденную учетную запись.
Шаг 3. Скачайте и установите специальную программу
Чтобы заполнить электронный больничный листок, нужна специальная программа. Для этого вы можете воспользоваться бесплатной программой «Подготовка расчетов для ФСС». Ее можно скачать на сайте fss.ru.
Шаг 4. Попросите сотрудников зарегистрироваться на портале госуслуг
Оформить электронный больничный могут все сотрудники. А вот чтобы контролировать свой электронный больничный и начисления по нему, нужна подтвержденная учетная запись на портале госуслуг.
Чтобы разобраться, как после подготовительного этапа работать с электронными больничными, воспользуйтесь подробной инструкцией Системы Главбух.
Как работать с электронными больничными
Обязан ли работодатель принять электронный больничный в 2021 году?
Отвечает Ольга Сергеева,
Главный редактор Актион Бухгалтерия
До 31 декабря 2021 года работодатель не обязан принимать электронные больничные. В настоящее время работа с электронными листками добровольная. Если компания не готова перейти на работу с электронными больничными, попросите работников брать больничный на бумаге. Когда сотрудник принес электронный больничный, его можно заменить на бумажный. Для этого сотрудник должен обратиться в медорганизацию, которая оформила электронный больничный (письмо ФСС от 11.08.2017 № 02-09-11/22-05-13462). Как перейти на электронные больничные и с чего начать их прием, читайте в рекомендации Системы Главбух, которая входит в состав Актион Бухгалтерия.